3 в 1м. Концепция обучения через развивающие приключения

Что нужно дать ребенку, чтобы он состоялся в профессии? (и не только в ней) 

 

Для начала постараемся понять в каком будущем он будет жить? Вполне вероятно, - это избыток информации, постоянно изменяющиеся внешние условия и  в результате чрезвычайно высокая стрессовая нагрузка.

 

Что инетерсует работодателя на собеседовании? Ваши знания, навыки, умения - они обязательно должны быть,  а если их нет, то с вами даже не встречаются. Но этого не достаточно.  Причем не достаточно даже для того, чтобы назначить вам встречу.

 

Хотите понять Что и Как?

 

ЕСТЬ ОТВЕТЫ:

 

Вся Европа (и уже не только она) давно гудит о компетентностном подходе к образованию, как  о единственно верном пути в современном мире.

 

Более полувека назад популярно рассказали о наличии у человека 10 видов интеллекта (Тони Бьюзен) и гармоническое разитие личности требует совершенстования каждого из них!

 

Более тридцать лет назад Г.Гарднер изложил свою теорию множественного интеллекта, согласно которой для каждого человека существует свой набор эффективных инструментов и методов обучения. Следует понять, что подходит именно тебе, чтобы не чувствовать себя всю жизнь "рыбой, которая не умеет лазить по деревьям".

 

Основываясь на своем собственном 20ти-летнем опыте руководящей работы в коммерческих фирмах и подразделениях,  а так же на запросах большого количества директоров и HR-специалистов, а так же 10 лет используя в практике компетенстностный подход, теории Гарднера и Бьюзена, могу рассказать КАК ЭТО РАБОТАЕТ.

 

ИТАК!

 

1. Компетентностный подход. 

Многие о нем говорят, но редко кто что-то делает.  А слово "компетенция" в принципе пугает своей непонятностью. Может заменим на более понятное слово?

Однако педагоги отвечают: навык, умение - понятия более узкие, более "инструментальные", чем компетенция, которая включает в себя и теоретические познания, и способность использовать их на практике.

 

Представьте, что у вас есть рюкзачок, в котором много знаний, навыков, умений и еще собственного жизненного опыта. Вы носите его за плечами, он постоянно пополняется, ВЫ даже научились доставать содержимое и любоваться им, показывать окружающим, но пользоваться в реальной ситуации не умеете. Компетенция - это такое качество, которое позволяет человеку не просто пользоваться своими знаниями, умениями, навыками и опытом, а помогает принять вызов окружающей среды, оценить его, измениться самому, изменить ситуацию. Такое качество тренируется. Оно не приобретается по мановению волшебной палочки, а складывается кирпичиками постепенно. Если же компетентность не сформировалась, тогда человек занимает позицию "я так не играю, а лучше на диване полежу"  или "пусть скажут, что делать дальше и я тогда..." Именно эта позиция когда-то, 10 лет назад, напугала меня в новобранцах-отличниках на собеседовании при приеме на работу.  И, я уверена, отпугивает многих работодателей сейчас.

 

Почему ПРИКЛЮЧЕНИЯ прекрасно работают в рамках компетентностного подхода? Все очень просто. Приключения создают ситуацию вызова окружающей среды, которую ребенок принимает и начинает менять себя и ситуацию, опираясь на свои знания, опыт, навыки, умения. К тому же стремление к приключениям -  естественное желание для большинства детей. Так, от вызова к вызову, от ситауции к ситуации крепнет это важное качество.

 

Знаете, что говорят об этом участники приключений? Все рассказывают по-разному, но суть в том, что раньше при сталкновении с проблемой они просто останавливались, а после "тренировки приключениями" первая мысль, которая у них возникает, о том, что есть другой способ  пройти через сложности, нужно просто его найти. Они ищут и находят!

 

 

2. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

 Случалось ли вам видеть, когда люди пишут об интеллектуальном развитии и говорят, что это основа гармоничного развития? Или наоборот пишут об эмоциональном интеллекте и говорят, что именно в нем секрет гармоничности? А как думаете вы? Можно ли что-то ампутировать у человека и сказать, что это не нужно для полноты картины? Или убрать одну из сторон его жизни за ненадобностью, чтобы он был счастлив?

 

Тони Бьюзен прекрасно разложил все составляющие на 10 типов интеллекта, каждый соответствует развитию определенных качеств и проявляется в разных областях жизни человека. Он же привел прекрасный пример талантливого "гармоничного пианиста", который играет на рояле только двумя пальцами, потому как остальные у него решили не развивать. Стоит ли обкрадывать собственных детей, отказывая в развитии одних типов интеллекта в угоду другим?

 

1. Творческий интеллект (помогает находить нестандартные решения)

2. Чувственный интеллект (охватывает умение использовать 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание) 

3. Социальный интеллект ( помогает общаться, понимать людей, взаимодействовать)

4. Логический интеллект ( логическое мышление, математические способности и пр.)

5. Пространственный интеллект (определение связи предметов в пространстве, ориентация в пространстве)

6. Вербальный интеллект (умение выражать свои мысли, читать, строить рассказы)

7. Личностый интеллект (определяет взаимоотношения человека с самим собой)

8. Физический интеллект (определяет отношение человека к своему телу и умение пользоваться его возможностями)

9. Духовный (мировозренческий) интеллект (учит воспринимать себя частью целого, Вселенной)

10. Гендерный  интеллект (умение чувствовать себя мужчиной или женщиной, общаться с противоположным полом)

 

Пресловутый IQ  состоит из логического, пространственного и вербального интеллекта. А новомодный EQ (эмоциональный интеллект) складывается из творческого, чувственного и социального интеллекта.

 

Основы каждого из 10 типов интеллекта закладываются в детстве, а затем человек может развивать их всю жизнь.

 

Проверьте, какие типы интеллекта вы развиваете у своего ребенка? Помните, что мозг человека обучается ВСЕГДА, а не только в те моменты, что человек сидит за партой.

 

Мы проверяем свои ПРИКЛЮЧЕНИЯ на гармоничность развития) и наткнулись в своем опыте на множество подводных камней, будем рады поделиться опытом ( в других статьях)

3. МЕТОДЫ

 

Не нужно говорить, что какой-то ребенок плохо воспринимает материал. Это просто метод не соответствует типу восприятия этого ребенка. Всегда в такие моменты плох учитель, а не ребенок. Это он не владеет тем набором методов или просто не смог подобрать ТОТ САМЫЙ.

 

И здесь в помощь педагогам и родителями теория Г.Гарднера  о множественности интеллекта.

 

Вот общая информация, которую легко найти на пространствах интернета:

 

Способ восприятия по Гарднеру тоже называется типом интеллекта. Но, чтобы не было путаницы, назовем это все же способом восприятия.

 

Способ восприятия: Лингвистический  (word smart). Человек прекрасно воспринимает новое через текст, рассказ, объяснение словами.

 

Способ восприятия: Логико-математический  (number smart). Человек воспринимает новое лучше через формулы, цифры, логические ряды, таблицы и подобное)

 

Способ восприятия: Визуально - пространственный (picture smart). Человек хорошо вопринимает новое через схемы, картинки, видо, инфографику и подобное)

 

Способ восприятия:Телесно – кинестетический (body smart) Лучшее воприятие нового происходит через движение, возможность пощупать, попробовать, провести эксперимент.

 

Сособ восприятия: Музыкальный (music smart) Прекрасно воспринимают новое через музыку, ритм, песню и подобное.

 

Способ восприятия: Натуралистический (nature smart). Замечательно вопринимает новое через примеры мира живой природы, наблюдения, уход за живыми объектами и подобное)

 

Способ восприятия: Межличностный (people smart) Великолепно усваивают новый материал через дебаты, круглые столы, обсуждения, выступления на публике и подобное)

 

Способ восприятия: Интраперсональный  (self-smart). В этом случае новый материал усваивается через составление рефератов, написание статей, беседы с рассуждениями, поиск ответов на сложные вопросы и подобное)

 

Способ восприятия: Экзистенциальный (problem solving smart).Этот тип говорит о

способности и склонности формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах. Поэтому новый материал обязательно должен пресекаться с вопросами о том, какова его важность в жизни вообще и какой смысл он несет.

 

Здесь перечислены те стороны взаимодействия, те каналы, через которые происходит легкое и естественное усвоение новых знаний и навыков. Поэтому, если  одно и то же задание позволять, а часто даже рекомендовать, выполнять разными способами, то можно "достучаться" до каждого.

 

Например, вы хотите рассказать о законе сохранения энергии. Чем можно зацепить внимание людей разных типов восприятия? 

Лингвистический  (word smart). Расскажите об этом подробнее, можо придумать сказку, историю, которая поможет материалу запомниться.

Логико-математический  (number smart). Напишите формулы и докажите, что они верны.

Визуально - пространственный (picture smart). Прекрасно подойдет пару картинок в стиле инфографики.

Телесно – кинестетический (body smart). Проведите эксперимент. На подобие тех, что мы видим в музеях науки.

Музыкальный (music smart). Сочините об этом песенку (можно вместе с ребенком)

Натуралистический (nature smart). Приведите примеры из живой природы.

Межличностный (people smart) Устройте дебаты по этому поводу.

Интраперсональный  (self-smart)  и  Экзистенциальный. Зажгите свечу и порассуждайте на эту тему, говоря при этом о качествах личности и обо всем мире в целом.